Символ Чернигова: дракон-семаргл


Chernihiv-drakon-semargl

Знаменитый символ Чернигова, дракон-семаргл, сегодня утром был пойман с прекрасным огненным глазом.

IMG_20151128_074323

После того, как советской властью был упразднен традиционный герб Чернигова с изображением орла, символом города, можно сказать, его неофициальным гербом стало другое крылатое существо – так называемый Черниговский Зверь. Остается он таковым и сейчас, свидетельством чему была недавняя кампания по установке ему памятника.

Изображение этого загадочного крылатого зверя можно увидеть на резном белокаменном барельефе ХІІ столетия, который когда-то украшал портал Борисоглебского собора, а сейчас экспонируется внутри храма-музея. Это фантастическое существо, оплетенное лозой, имеет собачью голову, две лапы, крылья птицы и покрытое чешуей туловище, оканчивающееся змеиным хвостом. Как правило, Черниговского Зверя отождествляют со славянским языческим божеством Семарглом (Симарглом).

Еще до христианизации Руси, в 980 г., князь Владимир решил упорядочить языческий культ подвластной ему страны. Как свидетельствует «Повесть временных лет», «И поставил он кумиров на холме, позади терема: Перуна… и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Макошь».

Имя «Семарьглъ» историки и лингвисты долго толковали на разные лады и даже пытались разделить на два (еще более загадочных) божества: «Сима» и «Регла». И только в прошлом столетии пришло понимание того, что Семаргл — это мифическое существо, хорошо известное в иранской мифологии и представляющее собой крылатую собаку, священного пса Агурамазды Сэнмурва, покровителя семян и ростков.

О древности образа Семаргла свидетельствуют упоминания в индийской Ригведе и персидской Авесте. Само же имя расшифровывается как «Сайна-мрига», «Симург» — «собако-птица».

Исходя из изображения на барельефе Борисоглебского собора, Семаргл олицетворяет собой три уровня мироздания – землю (голова и лапы собаки), небо (крылья птицы) и подземный мир (туловище и хвост змеи или дракона). Все эти миры объединяются мотивом Мирового древа, которое символизируют ветви лозы. Таким образом, Семаргл, сидящий на ветвях Мирового древа и оплетенный ими, выступает в качестве его защитника, а также посредника между верховным божеством неба и землей, его посланца.

Интересно, что в перечне языческих божеств пантеона князя Владимира указаны пять антропоморфных (человекоподобных) божеств и один собакообразный покровитель семян, всходов и корней растений. По мнению ученых, Семаргл не мог иметь своего собственного идола, поскольку слово «кумир» всегда означало только антропоморфную статую. Вероятно, крылатый пес Семаргл мог быть изображен как дополнительный рельеф, например, при кумире Макоши, богини плодородия. Следовательно, он был второстепенным божеством.

Причина появления иранского бога Семаргла на Руси, по мнению археолога В.Коваленко, состояла в том, что единый пантеон языческих богов был создан Владимиром для объединения всех богов его разноплеменной дружины, насчитывающей двадцать славянских и более двадцати неславянских народов. А поскольку само слово «Семаргл» по этимологии индо-иранского происхождения, то, похоже, это был бог как раз той части его тюркоязычной конницы.

Спасибо порталу Gorod.Cn за инфо)

На связи)

Закомментить

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.